Энциклопедический словарь
 
 

Д






Главная > Энциклопедия > Д > Термины

ДЕЙК А. ван

см. Ван

ДЕЙКСИС (от греч. deixis - указание)

значение, функция указания, соотнесения с лицами, предметами или событиями, находящимися в том или ином отношении к говорящему лицу или моменту речи. Дейктические местоимения - то же, что указательные местоимения (рус. "тот", "этот", нем. jener, dieser).

ДЕЙЛ (Dale) Генри Халлетт (1875-1968)

английский физиолог и фармаколог, иностранный почетный член АН СССР (1942). Исследовал химическую природу передачи нервного импульса через синапсы и роль в ней ацетилхолина. Нобелевская премия (1936, совместно с О. Леви).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

"ДЕЙЛИ МЕЙЛ" ("Daily Mail")

английская газета, с 1896, Лондон, Манчестер.

"ДЕЙЛИ МИРРОР" ("Daily Mirror")

английская газета, с 1903, Лондон, Манчестер, Глазго.

ДЕЙЛИ (Дэли) (Daly) Реджиналд Олдуорт (1871-1957)

американский геолог, иностранный член-корреспондент АН СССР (1929). Изучал магматические породы, вычислил средний состав их главных типов. Разрабатывал теорию эвстатических колебаний уровня океана.

"ДЕЙЛИ ТЕЛЕГРАФ" ("The Daily Telegraph")

английская газета, с 1855, Лондон, Манчестер.

ДЕЙМОС (от греч. deimos - ужас)

спутник Марса, открыт А. Холлом (США, 1877). Расстояние от Марса 23 460 км. Имеет неправильную форму, наибольший поперечник ок. 16 км. Сидерический период обращения 1 сут 6 ч 17 мин.

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899-1969)

российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта ("Оборона Петрограда", 1928; "Будущие летчики", 1938; "Оборона Севастополя", 1942; "Хорошее утро", 1959-60; панно, росписи в общественных интерьерах). Ленинская премия (1964).

ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8 (20) мая 1899, Курск - 12 июня 1969, Москва]

российский художник. Мастер, воплотивший социальноутопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка"; с 1923). Броская, "снайперская" линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись ("Перед спуском в шахту", 1925, "На стройке новых цехов", 1926; обе - в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика "Обороны Петрограда" (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение - 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930х годов ("Бег", 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма ("Игра в мяч", 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы ("Мать", 1932, там же), порой задорноэротичные ("На балконе", 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ ("Будущие летчики", 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена "Маяковская" (1938-39) - этих красочных "прорывах" из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны ("Оборона Севастополя", 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его "физкультурные поэмы" обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики "Хорошее утро" и "Хоккеисты",1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему "лакировочному" искусству, став одним из важных стимулов "сурового стиля". Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.

ДЕЙНЕКИН Петр Степанович (р. 1937)

российский военачальник, генерал-полковник (1991). С 1954 в Советской Армии. С 1988 командующий дальней авиацией. С 1990 1-й заместитель главнокомандующего, с августа 1991 главнокомандующий ВВС - заместитель министра обороны СССР. С 1992 Главнокомандующий ВВС Российской Федерации.

ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ

долина у подножия скал близ Др. Фив (Египет). Остатки древнеегипетского архитектурного комплекса - частично вырубленных в скалах поминальных храмов фараона Ментухотепа I (21 в. до н. э., обнесен колоннадами, увенчан пирамидой) и царицы Хатшепсут (архитектор Сенмут, нач. 15 в. до н. э.; 3 террасы с портиками; статуи, рельефы).

ДЕЙСТВИЕ

1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт). 2) В драме и эпосе - развитие событий, составляющее основу, "плоть" сюжета (фабулы). 3) В театре основное средство воплощения сценического образа.

ДЕЙСТВИЕ

физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться от возможных тем, что для него значение движения является наименьшим. Это позволяет найти уравнение движения механической системы и изучить это движение.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (вещественная часть) комплексного числа z ? x + iy

число х; обозначается Rez.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

см. в ст. Изображение оптическое.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО (вещественное число)

любое положительное, отрицательное число или нуль. Посредством действительных чисел выражаются результаты измерения всех физических величин.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СТАТСКИЙ СОВЕТНИК

в России до 1917 гражданский чин 4-го класса, давал потомственное дворянство. Лица, его имевшие, занимали высокие должности (директор департамента, губернатор).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК

в России до 1917 гражданский чин 2-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности (министр и т.п.). Существовал также чин действительного тайного советника 1-го класса.

< Назад Далее >