Энциклопедический словарь
 
 

Й






Главная > Энциклопедия > Й > Термины

ЙОКУБОНИС Гедиминас (р. 1927)

литовский скульптор, действительный член АХ (1983), народный художник СССР (1987). Монументальные и станковые композиции отличают образная выразительность, обобщенность, энергичная пластическая лепка, выявляющая структуру формы, - памятники жертвам фашизма в д. Пирчюпис (1960) и др. Ленинская премия (1963).

ЙОМ

река в Таиланде, составляющая р. Менам-Чао-Прая. Св. 600 км, площадь бассейна ок. 55 тыс. км2. Берет начало на нагорье Фипаннам, протекает по Менамской низм. Средний расход воды ок. 430 м3/с. Сплавная; используется для орошения.

ЙОМЕНЫ (англ. yeomen)

крестьяне в Англии 14-18 вв., ведшие, как правило, самостоятельное хозяйство; иногда йоменами называли английское крестьянство в целом.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ЙОММЕЛЛИ (Jommelli) Никколо (1714-74)

итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. В его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе К. В. Глюка. Оперы "Артаксеркс" (1749), "Фаэтон" (1753) и др.

ЙОНАГО

город и порт в Японии, на о. Хонсю. 132 тыс. жителей (1992). Металлургия, машиностроение. Университет.

ЙОНАС (Jonas) Франц (1899-1974)

федеральный президент Австрии с 1965. Один из организаторов (1945) Социалистической партии Австрии, в 1950-65 заместитель председателя этой партии. В 1951-65 бургомистр Вены.

ЙОНГКИНД (Jongkind) Ян Бартолд (1819-1891)

нидерландский живописец. Реалистические, свободные по манере пейзажи ("Набережная канала", 1869) оказали влияние на импрессионистов.

ЙОНКЕРС (Yonkers)

город на северо-востоке США, штат Нью-Йорк, пригород Нью-Йорка. 188 тыс. жителей (1990). Производство лифтов (с 1854), электронных компонентов; легкая промышленность. Исторический музей.

ЙОНСОН Э.

см. Юнсон

ЙОРДАН (Jordan) Йоргу (1888-1986)

румынский языковед. Труды по сравнительной романистике, румынскому языку и топонимике, истории французской и итальянской литературы.

ЙОРДАНС (Jordaens) Якоб (1593-1678)

фламандский живописец. Жанровые и мифологические композиции с изображением полнокровных типов крестьян и бюргеров отличаются жизнеутверждающим чувственным восприятием мира, плотной энергичной манерой письма, теплым звучным колоритом ("Сатир в гостях у крестьянина", "Бобовый король").

ЙОРДАНС (Jordaens) Якоб (19 мая 1593, Антверпен - 18 октября 1678, там же)

фламандский художник. Биография Сын торговца одеждой, с 1607 учился в Антверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастер гильдии св. Луки, с 1621 - декан гильдии. Испытал влияние Караваджо, Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей, акварелей. Творчество В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Художник не бывал в Италии и, может быть, поэтому не стремился приноравливаться к итальянским образцам. Полнота оптимистического мироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего он не обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов, столь неисчерпаемой фантазией. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности. Ранний период. Композиция В раннем творчестве, отмеченном влиянием Караваджо (первая датированная работа "Поклонение Волхвов", 1616, Метрополитен-музей; "Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя", ок. 1616, Музей искусств, Роли, Сев. Каролина; "Поклонение пастухов", 1618, Национальный музей, Стокгольм; "Четыре евангелиста", 1617-1618, Лувр) преобладают ночные сцены, искусственное освещение, лепящее крепко моделированные объемы, плотная манера живописи. Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где немногочисленные, но представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины; избранный художником низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Эти приемы, возможно, были связаны с активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законами построения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же полнокровные типы ("Воспитание Юпитера", Художественные собрания, Кассель; "Жертвоприношение Церере", Прадо; "Мелеагр и Аталанта", Лувр). "Аллегория плодородия" Менее удачны отвлеченноаллегорические образы мастера, неоднократно обращающегося к теме "Аллегории плодородия" (1617, Старая пинакотека, Мюнхен; 1625-28, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Музей изящных искусств, Гент; Галерея Уоллес, Лондон; ок. 1645, Национальный музей, Копенгаген; ок. 1650, Картинная галерея, Дрезден). Самая известная брюссельская "Аллегория плодородия" кажется в целом перегруженной массивными фигурами обнаженных натурщиц. "Сатир в гостях у крестьянина" Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы; он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя хранится несколько вариантов картины "Сатир в гостях у крестьянина", написанной на сюжет басни Эзопа. Козлоногий сатир, посещавший крестьянскую трапезу, удивлен двуличием людей - поведением крестьянина, который дует на кашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. И сатир и крестьянин - дети одной природы - тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног, бытовые предметы на переднем плане переданы с пластической осязательностью. Широкий плотный мазок, крупные красочные пятна синих, красных, желтых, золотистокоричневых тонов, насыщенных оттенками, отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве (ок. 1620). Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботно пирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейного концерта. Среди излюбленных сюжетов - праздник "бобового короля", отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине "Бобовый король" (ок. 1638, Эрмитаж; до 1656, Музей истории искусств, Вена) царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж; избегая резких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается к более мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков от золотисторозового до золотисто-коричневого. Полная грубоватого юмора бытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам ("Семейный портрет", ок. 1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, - все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода - цикл декоративноаллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск ("Домик в лесу") исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом.

ЙОРК

город в Великобритании, на востоке Англии. 103 тыс. жителей (1991). Пищевая, стекольная промышленность, машиностроение. В 1 в. римская крепость. С 6 в. центр королевства англосаксов, в 9 в. - датских завоевателей. Резиденция архиепископа Йоркского с 735. Университет. Музей Йоркшира, Художественная галерея. Музей-замок. Романско-готический собор (11-15 вв.), аббатство Сент-Мэри (13 в.), замок (13 в.), жилые дома (15-16 вв.).

ЙОРК

город на северо-востоке США, шт. Пенсильвания. 45 тыс. жителей, с пригородами 410 тыс. жителей (1988). Машиностроение и металлообработка, табачная и текстильная промышленность.

ЙОРК (York)

мыс на п-ве Кейп-Йорк, крайняя северная точка Австралии (10°41 ю. ш. и 142°32 в. д.).

ЙОРК-АНТВЕРПЕНСКИЕ ПРАВИЛА

свод правил международного торгового мореплавания, регулирующих взаимоотношения сторон, возникающие из общей аварии. Действуют в редакции 1950.

ЙОРКИ (Yorks)

королевская династия в Англии в 1461-85, ветвь Плантагенетов. Наиболее известные представители: Эдуард IV, Эдуард V, Ричард III.

ЙОРКШИР-НОТТИНГЕМШИРСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН

в центральной части Великобритании; освоение с 17 в. Площадь 5,2 тыс. км2. Угленосны отложения верхнего карбона. Общие запасы ок. 14 млрд. т. Угли газовые и коксовые. Теплота сгорания 30-35 МДж/кг. Добыча подземным способом.

ЙОРУБА

народ Нигерии (25,5 млн. человек, 1992). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1992). Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований.

ЙОРУБА

язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита.

< Назад Далее >