Энциклопедический словарь
 
 

Й






Главная > Энциклопедия > Й > Термины

ЙОСЕМИТСКАЯ ДОЛИНА (Yosemite Valley)

долина р. Йосемити-Крик, на западном склоне хр. Сьерра-Невада (США, шт. Калифорния), в Йосемитском национальном парке. Длина ок. 11 км.

ЙОСЕМИТСКИЙ ВОДОПАД (Yosemite Fall)

каскад водопадов на р. Йосемити-Крик, в Йосемитском национальном парке. Общая высота падения 727 м; наиболее высокий (430 м) - верхний водопад Аппер-Йосемити.

ЙОСЕМИТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (Yosemite National Park)

в США (шт. Калифорния), в горах Сьерра-Невада. Первый в стране охраняемый ландшафт (с 1864), национальный парк с 1890. Площадь 304 000 га. Долина р. Йосемити-Крик. Хвойные леса; тысячелетние деревья секвойядендрона гигантского. Ок. 80 видов млекопитающих.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ЙОСУ

город и порт в Республике Корея. 173 тыс. жителей (1990). Нефтехимическая, судостроительная, пищевая промышленность. Рыболовство.

ЙОХАНИ (Johani) Андрус (1906-41)

эстонский живописец. Ведущий представитель демократического направления в эстонском искусстве 1930-х гг. Жанровые, исторические композиции, портреты, пейзажи ("Восстание трудящихся 21 июня 1940 года в Тарту", 1941). Казнен фашистами.

ЙОХАННЕСБУРГ (Johannesburg)

город, транспортный узел, главный промышленный и финансовый центр Южно-Африканской Республики. 1,9 млн. жителей (1991). Международный аэропорт. Машиностроение (горное оборудование, электротехнические изделия, автосборка), химическая, текстильная, пищевая промышленность. Университет. Йоханнесбург основан в последней четверти 19 в. в районе Витватерсранда.

ЙОХАНСОН (Johansson) Ларс (псевд. Лусидор) (1637-74)

шведский поэт. Его сочинения собраны посмертно в книге "Стихи Геликона" (1679).

ЙОШКАР-ОЛА (до 1919 Царевококшайск; до 1927 Краснококшайск)

город в Российской Федерации, столица Республики Марий Эл на р. М. Кокшага. Железнодорожная станция. 248 тыс. жителей (1993). Машиностроение (заводы: полупроводниковых приборов, холодильного оборудования, лесного машиностроения, инструментальный и др.), деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность. 3 вуза (в т.ч. Марийский университет), 4 театра. Краеведческий музей. Основан в 1584.

ЙЫВАН Кырля (наст. имя и фам. Кирилл Иванович Иванов) (1909-43)

марийский поэт и киноактер. Сборники стихов "Мы ударники" (1931, вместе с М. Олыком), "Голосом революции я пою" (1932), "День рождения" (1935). Исполнил роль Мустафы в фильме "Путевка в жизнь". Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЙЫГЕВА город (с 1938)

в Эстонии, на р. Педья. Железнодорожная станция. 7,3 тыс. жителей (1991). Маслоделательный завод.

К

двенадцатая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве ("како"), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 20.

К. Р. (великий князь Константин Константинович Романов) (1858-1915)

русский писатель. Президент (с 1889) Петербургской АН. В поэтических сборниках (1886, 1889, 1900, 1911) следовал классическим традициям; на его слова ("Я вам не нравлюсь", "Растворил я окно", "Серенада" и др.) написаны романсы П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром и др.; стихи "Умер бедняга в больнице военной" легли в основу популярной народной песни. Пьесы, переводы. Ка марка советских вертолетов, разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени.

КА

в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека. В "Текстах пирамид" ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В конце Древнего царства складывается представление о ка как о двойнике каждого человека, рождающегося вместе с ним и определяющего его судьбу. Ка изображается в виде человека, на голове которого находятся поднятые согнутые в локтях руки.

КААБА (от араб. ка б - куб)

мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба.

КААЛЬ (Kaal) Ану (р. 1940)

эстонская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1981). С 1965 в Эстонском театре оперы и балета.

КАБАКОВ Илья Иосифович (р. 1933)

российский художник и теоретик искусства. Один из лидеров русского "неофициального искусства". С 1988 живет за рубежом (преимущественно во Франции и США). Разработал близкий концептуальному искусству, а с другой стороны - соц-арту тип графической серии, где тексты и изобразительные мотивы погружают обыденный советский быт в атмосферу романтической тайны (здесь сказался опыт Кабакова-иллюстратора детских книг). В 1990-е гг. все чаще переводил свои серии в трехмерное пространство, создавая инсталляции, проникнутые воспоминаниями о России.

КАБАКОВ Илья Иосифович (р. 30 сентября 1933, Днепропетровск)

российский художник. Один из наиболее известных и авторитетных мастеров, сформировавшихся в среде "неофициального искусства". Выходец из семьи слесаря. Обосновавшись в Москве, в 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, получив специальность художникаиллюстратора. С 1956 выступал как оформитель детских книг в издательстве "Детская литература", а также журналов "Малыш", "Мурзилка", "Веселые картинки". Активный участник многих выставок "неофициального" искусства, начиная с выставок 1965 года в Италии (л Акуила), 1966 в Польше (Познань - Сопот) и выставки 1968 года в московском кафе "Синяя птица". Испробовав стили абстрактного экспрессионизма, неосюрреалистического гротеска, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру, за которой закрепилось имя "романтического концептуализма". Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых - "маленькие" люди, живущие в коммуналках, - претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху, либо вообще исчезая в таинственных пространственных "дырах". Он последовательно расширяет масштабы своих композиций, переходя от фигурных графических циклов к так называемым "альбам" 1970-78 (от латинского "alba" - "белая") - листам, где доминируют пустые пространства, снабженные лишь надписями [предельно бытовыми ("Кто забил этот гвоздь?") и предельно загадочными в своей недосказанности], - а затем к "жэковскому искусству" 1978-82 и "экспоарту", где образы составляют уже целые инсталляции, напоминающие агитационные стенды и стенгазеты ЖЭКов. Сблизившись - в последнем случае - с сатирическими интонациями соц-арта, он далее следует своим путем, соединяя воспоминания о коммунальной нищете со стандартными мотивами социалистического реализма. С 1989 живет и работает за рубежом, в Германии, Франции и США. Пародия, философия, лирика причудливо соединяются в инсталляциях "Человек, улетевший в космос из своей комнаты" (1986, галерея Р. Фельдмана, Нью-Йорк), "Большой архив" (1993, Городской музей, Амстердам), "Корабль моей жизни" (1996, центр Хеллерау, Дрезден) и других выставочных комплексах Кабакова. Рубежное значение его искусства, обозначившего радикальные политические и культурные сдвиги перестройки, получает большой международный резонанс. Воплощением этой исторической рубежности становится его участие как художникаоформителя в постановке "первой посткоммунистической оперы" "Жизнь с идиотом" в амстердамской Нидерландской опере (1992, по рассказу В. В. Ерофеева, музыка А. Шнитке), а также его "Красный вагон" (1990-91, был использован в экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 1993). Композиция последнего подводит черту под политическими утопиями и иллюзиями советского периода, подчеркивая в своем сценическом пространстве, что "невозможно (по описанию самого художника) подняться в небо, пережив тягостную скуку "вечного ожидания" и оказавшись среди кучи грязи, обломков и мелкой чепухи". Литература: Бобринская Е. А. Концептуализм. М., 1994. М. Н. Соколов.

КАБАКОВ Марк Владимирович (р. 1924)

русский писатель, публицист. Сборники стихов: "Романтики" (1961), "Ночная вахта" (1972), "Мои корабли" (1984) и др. Повесть "Битый лед" (1981) и др.

КАБАКОВСК

название г. Серов в Свердловской обл. в 1934-37.

КАБАЛА (араб. - расписка, обязательство)

форма личной зависимости, связанная с займом. Известна на Руси с 14 в. В переносном смысле - гнет.

< Назад Далее >